Коммунальный коллапс не только в Подмосковье — это верхушка айсберга. Теплосети рвутся по всей стране.

Очередной прорыв магистральной теплосети произошел в центре Нижнего Новгорода 16 января 2024 года. 12 пострадавших, в том числе двое детей.

          Сегодня множество телеграмм-каналов публикуют сотни публикаций, которые содержат в себе самые разные комментарии о причинах коммунального кризиса по всей стране. Приводятся статистические данные, разные экспертные мнения (в том числе ангажированные), чиновники объясняют аварии на теплосетях аномальными холодами, а специалисты – высоким износом сетей и плохой подготовкой к зиме. И все они так или иначе правы. Но что со всем этим делать и как выйти из коммунального кризиса, вот в чём вопрос. Давайте обо всём по порядку.

          Например, ещё в 2021 году председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин рассказал, что коммунальные системы в России изношены на 60-70%. Трубы устанавливались ещё в советские времена, поэтому сейчас многие из них попросту сгнили. Ещё летом 2022 года президент Владимир Путин поручил подготовить новую программу модернизации ЖКХ на ближайшие пять лет до 2027 года. Тогда же президент подчеркнул, что «отрасль хронически недоинвестирована» на 4,5 триллиона рублей и нуждается в комплексной модернизации. Уже на 2023–2024 годы общий объем программы модернизации ЖКХ составил 216 млрд руб., из которых 86,7 млрд руб. — финансирование из региональных бюджетов и от частных инвесторов.

         Для того, чтобы разобраться в ситуации, мы провели ряд экспертных интервью с участниками рынка теплоэнергетики в нескольких регионах, где произошли крупные аварии на теплосетях с сентября 2023 по январь 2024 года. Обобщив материал, мы пришли к выводу, что проблемы не только в профессиональном кадровом дефиците, вялой бюрократии, коррупции и самодурстве отдельных чиновников, как принято считать, но, как оказалось, в банальном человеческом формализме, попустительстве и отсутствии на местах готовности брать на себя ответственность за внедрение современных энергосберегающих технологий.

        Одна из основных проблем заключается в том, что региональные энергетические комиссии, отделы ПТО и другие профильные ведомства при министерствах ЖКХ в большинстве регионов при принятии управленческих и технологических решений используют устаревшие технические нормы и правила регулирования отрасли. Например, для ремонта теплотрасс в качестве решения до сих пор рассматривают не российские комплексные системы сфере энергосбережения нового поколения, которые в том числе участвуют в программах импортозамещения, а по старинке используют неэффективную типовую технологию прошлого столетия (вата + металл).   

         Один из участников рынка на интервью справедливо задался вопросом: зачем нам внедрять в модернизацию городских коммунальных и тепловых сетей эффективные и недорогие отечественные технологии систем теплоизоляции, которые имеют все необходимые сертификаты качества, два патента и гарантию на материал до 50 лет, когда можно закупить сырьё (вата + металл), всё это смонтировать на ржавые трубы, зачастую с нарушением технологии (без опорных колец), зная на перед, что буквально через сезон вата с трубы сползёт и превратится в труху, а теплосберегающий эффект от ремонта будет равен нолю? По сути, в зимний период мы отапливаем улицу, а кому до этого дело и кто за это заплатит - вопрос риторический, резюмировал эксперт.

          И действительно, связи с высокой степенью износа тепловых сетей в масштабах страны возникают колоссальные теплопотери: по данным 2020 года уровень потерь тепловой энергии составлял 12,3% от общего объёма поставляемой тепловой энергии потребителям, а в отдельных регионах от 30% и выше. И всё это дополняется просроченной задолженностью за коммунальные услуги, размер которой превысил 39 млрд рублей.

           Ещё одна актуальная проблема в тепловом сегменте ЖКХ - это непомерно высокая доля фальсификата труб для водо- и теплоснабжения. На рынке такая доля б/у труб составляет не менее 30%. Об этом заявляет «Фонд развития трубной промышленности» (ФРТП) — некоммерческая организация, представляющая участников российского трубного рынка. Исследование фонда от 2018 года показало, что тогда в России существовало более 200 площадок, на которых «реставраторы» очищают от грязи и изоляции (защитных материалов) отслужившие свой срок трубы, заваривают дырки, удаляют старую маркировку, заново изолируют, придают им товарный вид и перепродают по поддельным сертификатам. Такие трубы пользуются спросом, так как по меньшей мере вполовину дешевле новых.

          В 2017 году вторичное использование труб на водопроводе, канализации и большей части сетей теплоснабжения запретили, такие материалы стали приравнивать к отходам. Тем не менее, сотни километров таких труб уже лежат в земле. Кроме того, в 2018 году ФРТП заявил, что подержанные трубы продолжают покупать вопреки запрету: каждый год при строительстве и ремонте сетей ЖКХ в России задействуют более 500 километров фальсификата. Однако в фонде считают единичными случаи, когда бывшие в употреблении трубы приобретают и укладывают умышленно — внешне такие товары почти не отличаются от новых, тем более, если они покрыты изоляцией образца ППУ (Предизолированная труба с датчиками).

           Ещё один технический специалист по коммунальным и тепловым сетям, начальник ПТО одного из региональных министерств ЖКХ на условиях анонимности подробно рассказал об ещё одной дорогостоящей технологии, которая создает много проблем в период эксплуатации – это именно предизолированная труба ППУ, аббревиатура расшифровывается как «пенополиуретан». При намокании и воздействии активной кислотной коррозийной среды срок службы такой трубы кратно уменьшается. Он пояснил, что когда ППУ намокает от конденсата, срабатывает датчик, сразу выезжает на место ремонтная бригада, видит, что прорыва ещё нет и просто отключает датчик, чтобы не «мешал», и это вместо того, чтобы уже вырезать и заменить данный участок трубы. «А что делать, надо «экономить». При этом все прекрасно понимают, что кислотная среда в этом месте уже начала образовываться, а это как мина замедленного действия, коррозия съедает металл, начинается течь, подмываются грунты и через несколько лет обязательно происходит мощный прорыв. Думаете почему в городах машины проваливаются под асфальт в самых неожиданных местах? Зачастую именно поэтому. И я не понимаю почему мы в таких случаях должны устранять последствия крупных аварий, а не производитель ППУ, который даёт гарантию на десятилетия?» - резюмировал эксперт.

          Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин на заседании Правительства 23.11.2023 года сообщил, с сентября по ноябрь 2023 года в системе теплоснабжения произошло 2 379 аварий. По данным сервиса "Интегрум" в 2023 году было более 4900 коммунальных аварий, упоминавшихся в СМИ, в 2022 году сообщалось о более чем 3 200 таких происшествиях, а в 2021 — о 2 900 авариях (по данным Росстата ситуация более противоречивая: в 2022 в коммунальной сфере было около 38 000 аварий, в 2021 — более 55 000, данные за 2023 год пока отсутствуют).

         Эффективным решением проблем модернизации ЖКХ оказался федеральный проект «Инфраструктурное меню», запущенный в 2021 году. Тогда в стране появились дополнительные механизмы госфинансирования инфраструктурных проектов, которые повысили их окупаемость и привлекательность для инвесторов. Во-первых, регионам стали выдавать инфраструктурные бюджетные кредиты с низкой ставкой — 3 процента годовых и сроком погашения до 15 лет.

        Во-вторых, частные деньги стали привлекать через инфраструктурные облигации: их выпускают под конкретный объект, который требует больших вложений, но обещает гарантированный доход. Предполагается, что с помощью этих двух механизмов в ближайшие годы регионы получат около 650 миллиардов рублей. В-третьих, в августе 2021 года Фонд ЖКХ получил 150 миллиардов рублей на замену аварийно-опасных объектов из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

        Таким образом, не смотря на беспрецедентные внешние цивилизационные вызовы, СВО и санкции наш президент знает о проблемах в ЖКХ и держит руку на «пульсе», стратегия по модернизации ЖКХ, в том числе коммунальных и тепловых сетей у федерального центра имеется, фондом поддержки территорий деньги в регионы выделяются, но аварий меньше не становится, отсюда вывод: может всё такие есть смысл региональным и федеральным властям обратить внимание на какие технологии тратятся деньги при модернизации коммунальных и тепловых сетей и провести технологическую реформу в этой сфере?

         Ещё не поздно предотвратить коммунальную катастрофу в стране, но возможным это станет только после кардинального переворота в мышлении профильных чиновников и всего общества.

Виктор Коровкин, уполномоченный представитель аналитического центра «Политген» в Пермском крае, специалист по социальному проектированию и проектному управлению, политконсультант.

gubdaily.ru

Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: